The first session in 2000
THE RESTORATION OF THE HISTORICAL CENTRE OF IRKUTSK

The problems of the preservation and further development of historical blocks especially wooden ones for tourist purposes were examined. For example, it is suggested to preserve maximally, to restore a valuable building along the building line, to add new functions to it: handicrafts, trade of souvenirs, restaurants, small hotels. The improvement of the conveying system in the historical centre (the formation of hoist rings, the exclusion of the transit through the historical centre, the priority to the public transport especially to the tram, the limitation on the entry of individual transport); The special attention to ecological aspects of the development of the city (arrangement of green spaces); The creation of additional trade, consumer services and leisure centres in the outlying districts to relieve the downtown; The expansion of boundaries of the historical centre ( the left bank of Angara (the train station, Studgorodok)is included).

The second session in 2001
THE CITY AND WATER

The relationship between the city structure and natural environment were examined: water system is on the most important factors which define the originality of Irkutsk, it forms its planning structure and underlies its administrative division, sets the system of the arrangement of green spaces. The programs of the development of Irkutsk shore spaces are urgent problems, the solution of which will define the look of the city in the future. The participants offered their own methods of the development of conservation zones and landscapes, for example, it was examined to improve pedestrian approaches to water areas and off-shore recreations.

 

The third session in 2002
THE GATES TO THE BAIKAL

The participants of the session suggested the following ideas:

– the usage of the weir of hydropower station as a “city wall” (viewing grounds, platforms, mobile cafés );
– the creation of historical reminiscence (identification of the place of the beginning of the historical way to the Baikal);
– the creation of Business Expo Centre (the formation of appropriate “urbanized” building including constructions which form an urban silhouette);
– the integration of sign elements (a dam, buildings of business expo centre, peninsula etc.) with the help of different transport links into unit;
– the integration of sign elements (a dam, buildings of business expo centre, peninsula etc.) with the help of different transport links into unit.
The fourth session in 2003
THE SCIENCE AND THE UNIVERSITY IN THE CITY

– the building of the bridge gives a strong impetus to the development of area between residential zones of Academgorodok, Studgorodok and ISU. This territory is the centre of the left-bank area.
– the formation of a new centre will not be limited by the building in the waste land but will reorganize existent development;
– the creation of the optimal guidepath design.
– the creation of the system of comfortable pedestrian directions connecting scientific, educational and residential complexes with each other and with off shore areas.
– the creation of the system of specialized centres – informational, business, educational, industrial and commercial, which define the originality of the district as the interaction of the science, higher school and production.
The fifth session in 2004
ANGARSK IS A NEW CITY. THE PROBLEMS OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT

– the creation of a recreation zone on Kitoy River;
– the adoption of picturesque landscapes in the city in whole and also in boulevards, particularly in Angarsk avenue.
– the improvement of the quality of the infrastructure, the improvement of sport facilities, the arrangement of leisure-time and educational institutions for the purpose of the improvement of the attractiveness of the city in whole.
The idea of “green burst” which was offered by the winner team allows to structure a new residential area and prevents flood, groundwater rise etc.


The sixth session in 2005
TOURISM IN IRKUTSK AND AT THE BAIKAL

The participants analyzed the state of the infrastructure of tourism, defined its potential. They developed the typology of tourist objects and also suggestions of the preservation and improvement of existent landscape characteristics of Baikal shores. They managed to find the balance between tourist usage of the area, nature conservation events and interests of local residents. The students of International Baikal Winter University of Urban Planning Design developed special suggestions for architectural planning and building practice at the Baikal. The participants presented socio-economical, architectural planning and large designed proposals on concrete areas situated at the centre-line Irkutsk-Listvyanka.

The seventh session in 2006
THE RECONSTRUCTION OF THE CITY IN THE CITY.

The session was devoted to problems of the residential area which is topical for cities of Russia. The diversity of population groups requires the usage of broad spectrum of typology of an apartment block. The role of riverside areas sets one more dominant function of the region – recreational one. Gagarin boulevard, the island Yunost’ which are popular among citizens should have extension in the off-shore part of Lisikha. The system of landscape gardening should spread in the whole district. The development of public transport in the district and especially near coastal strip, the development of the system of pedestrian and bicycle paths. Abandoned industrial buildings and areas should be reconstructed into cultural entertaining, sports or administrative commercial objects.

 

The eighth session in 2007
LARGE IRKUTSK: THE PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The purposes: the development of the concept of the territorial development, program-target suggestions of the formation of the urban planning strategy directed at the improvement of quality of life activity environment and at the preservation of the originality of settlements by example of Irkutsk agglomeration. Within the scope of the 8th session of International Baikal Winter University of Urban Planning Design in Irkutsk International workshop devoted to the formation of the agglomeration took place. Not only speeches and round tables but also visits of the objects of Irkutsk agglomeration were included in the program. According to results of the workshop the presentation of domestic and foreign experience allows to draw up a strategy to develop the theory and practice of the improvement of agglomerations.

 

The ninth session in 2008
THE CENTRAL HISTORICAL PART OF IRKUTSK IN NEW MILLENNIUM. THE PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT

The purpose of the session: The development of the concept, the development of preliminary designed suggestions of further development of historical centre with a glance of the preservation of its originality.
The objects:
– the determination and urban planning validation of the location of the central historical part in the urban system and agglomeration;
– the analysis of socio-economical, functional, landscape and urban planning state of the area and street spaces;
– the concept of the reconstruction of street network of the centre: a street, a boulevard, a square, an embankment, passages within blocks, parking lots – the system of the landscape gardening of the streets and squares, the restoration of parks and groves.

 

The tenth session in 2009
THE CULTURE OF THE STREET SPACE

The purpose of the session was the development of the conceptual suggestions of the organization of the street space of principal city mains – Baikalskaya St., Lermontova St. and Dekabrskih sobytii St. The participants had to analyze the structure of the streets and main territories, to find out the problems and factors which did not permit the street space to be suitable for life. Of course the purpose was the development of the regulations to make the streets and the style of accessories comfortable and to define main functional areas. Also an important moment of many projects became the idea of integration of the citizens’ activity in the process of the creation of the cultural street space.

 

The eleventh session in 2010
THE PRESERVATION AND RESTORATION OF HISTORICAL WOODEN URBAN ENVIRONMENT

The purpose of the session was the development of the concept of the preservation and restoration of traditional urban environment under such conditions as mass reconstruction and substitution of a ramshackle wood building by example of two blocks of Irkutsk historical centre 131-133. The area of the territory is about six hectares. There are 126 buildings. The participants had to prove that it was necessary to preserve, refresh and renew the wood historical building that helped to restore comfortable urban area.

 

The twelfth session in 2011
IRKUTSK 2036. THE STRATEGY OF THE LONG-TERM URBAN PLANNING DEVELOPMENT OF IRKUTSK UNTIL 2036.

The purpose of the session was the detection of the long-term strategy of the urban planning development of Irkutsk on the basis of the interests of the whole municipal community with a glance of ecological, demographic, socio-economic and techno-infrastructural conditions in terms of the resource potential of the area. The participants had the following objects:
– to make a forecast of the demographic and socio-economic development of Irkutsk;
– to detect the resource potential of the area;
– to formulate important social priorities of the urban planning development;
– to determine the long-term strategy and stages of the urban planning development of Irkutsk.

 

The thirteenth session in 2012
THE ECOLOGY OF SUBURBAN AND IRKUTSK SETTLEMENT

Over the last decade in Irkutsk oblast’, especially in the south part of it, there is the process of the intensive development of suburbs which became one of new urban planning realias and at the same time a new challenge for our region. Most of all this process affected a metropolitan region of Irkutsk. The purpose of the session is the creation of principles and parameters of the development of suburban and Irkutsk settlement with a glance of the preservation of the quality of the environment.

The fourteen session in 2013
MODERNIZATION OF THE URBAN ENVIRONMENT. FORMATION OF THE SYSTEM OF PUBLIC SPACE AND RECREATION AREAS OF THE CITY

The fifteenth session in 2014
RECONSTRUCTION AND TRANSFORMATION OF AN URBAN ENVIRONMENT OF IRKUTSK
Preservation, updating and rational use of the historical environment of the city of Irkutsk have to provide preservation and increase in its welfare potential.
And when forming modern policy of reconstruction of the city it is necessary
to consider that from demolition and repair of certain buildings it is expedient to pass to complex transformation of housing stock, i.e. complex reconstruction of quar ters with group repair and reorganization of buildings and improvement by the functional architectural and planning and engineering organization of quarters.

The result of design session will be proposals on typolog of the high density housing estate, alternative ways of development of infrastructure of quarters (social, engineering, transport), to new schemes of interaction of local governments with investors who
will be useful to the City administration of Irkutsk, the Government of the Irkutsk
region, builders of the city of Irkutsk.

Relevance of the topic
The subject of transport-interchange nodes becomes very daily and relevant. Residents of cities become more mobile because of urban environment development. Transport HUBs solve the problems of speed and comfort of travel both in cities and area. Modern HUB supposes maximum close to each other type of transport. Usually different transport types are united by one architectural building – U-bahn station, for example.The presence of accomplishment multifunctional space in a city define quality of urban life, improve status of the city and its attraction.

Problems
Dynamic development of cities involves increase transport service. This fact leads to high intensity and compactness transport flow in big cities. Because of street-road network congestion speed and regularity of freight and passenger delivery is reduced. Therefore a cost price is increased, as consequence transport service is increasing also. Also waste of inhabitants free time is increased, the life quality is reduced and a social tensity is appeared.

In spite of service-market and infrastructure in the cities become to  develop well on a periphery, the service quality keeps better on cities centers. Because of inhabitants from area have daily migration to cities centers the quality of transport service must become better.

Result
The solving these problems have to lead to improvement of transport accessibility conditions, prevention of traffic jam formation and improvement of level of service in public transport.

BOOKLET WITH THE THEMES OF THE PREVIOUS SESSION

1 сессия 2000 год
РЕАБИЛИТАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ИРКУТСКА

Проблемы сохранения и дальнейшего развития исторических кварталов, особенно деревянных в туристических целях. Например, предлагается максимально сохранить, реставрировать ценную застройку по красной линии, привнести в нее новые функции: ремесла, торговля сувенирами, рестораны, небольшие гостиницы. Совершенствование транспортной системы в историческом центре (формирования транспортных колец, исключение транзита через исторический центр, приоритет общественному транспорту , особенно трамваю, ограничение на въезд личного транспорта); Особое внимание – экологическим аспектам развития города (озеленение); Создание дополнительных центров торговли, быта и досуга на периферии, для того чтобы разгрузить центр; Расширение границ исторического центра (включается левый берег Ангары – вокзал, Студгородок)

2 сессия 2001 год
ГОРОД И ВОДА

Рассматривались взаимоотношения между городской структурой и природной средой: водная система – один из важных факторов, определяющих своеобразие Иркутска, она формирует его планировочную структуру и лежит в основе его административного деления, задает систему озеленения. Программы развития береговых пространств Иркутска относятся к ряду самых актуальных проблем, решение которых и определит облик города в будущем. Участники предложили свои методы развития охранных территорий и ландшафтов, например, было рассмотрено усовершенствование пешеходных подступов к водным акваториям и прибрежным рекреациям.

3 сессия 2002 год
ВОРОТА НА БАЙКАЛ

По итогам сессии команды разработали несколько предложений:

— использование плотины ГЭС как «городской стены» (видовые площадки, платформы, кафе на колесах);
— создание исторической реминисценции (идентификация места начала исторического пути на Байкал)
— создание Бизнес-экспо-центра (формирование соответствующей «урбанизированной» застройки, в том числе группы зданий, формирующих городской силуэт);
— интеграция знаковых элементов (плотина, здания бизнес-экспо-центра, полуостров и т.д.) различными транспортными связями в единое
целое;
— формирование внутренней связи и структуры (важнейшим структурообразующим элементом должны стать озелененные пешеходные
пространства).

4 сессия 2003 год
НАУКА И УНИВЕРСИТЕТ В ГОРОДЕ

Строительство моста дает сильный импульс развитию участка между жилыми зонами Академгородка, Студгородка и ИГУ. В связи с этим команды проработали несколько предложений:

— территории Академгородка и Студгородка становятся центом левобережья; — формирование нового центра не ограничится строительством на пустующих территориях, но спровоцирует значительные преобразования уже существующей застройки                                                                                          — создание оптимальной транспортной схемы                                                        — создание системы обустроенных пешеходных направлений, связывающих научные, учебные и жилые комплексы между собой и прибрежными территориями                                                                                                              — создание системы специализированных центров                                              — информационных, деловых, учебно-образовательных, производственно-коммерческих — которые определят специфику района как взаимодействие науки, высшей школы и производства

5 сессия 2004 год
АНГАРСК:НОВЫЙ ГОРОД. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

По итогам сессии команды разработали несколько предложений:

— создание зоны отдыха на берегу реки Китой;
— внедрение живописных ландшафтов в городе в целом, а также на бульварах, в частности, на Ангарском проспекте.
— улучшение качества инфраструктуры, улучшение спортивных сооружений, организация досуга и образовательных учреждений с целью повышения привлекательности города в целом.
Идея «зеленого взрыва», предложенная командой-победительницей, позволяет структурировать новую жилую зону и предполагает предотвращение наводнений, подъема грунтовых вод и т.д.

6 сессия 2005 год
ТУРИЗМ В ИРКУТСКЕ И НА БАЙКАЛЕ

Участники проанализировали состояние инфраструктуры туризма, определили его потенциал. Они разработали типологию туристических объектов, а также предложения по сохранению и улучшению существующих ландшафтных характеристик берегов Байкала. Удалось найти баланс между туристическим использованием территории, природоохранными мероприятиями и интересами местного населения. Студенты МБЗГУ разработали предложения особого регламента для архитектурно-планировочной и строительной практики на Байкале. Участники представили социально-экономические, архитектурно-планировочные и объемные проектные предложения по конкретным площадкам на оси Иркутск-Листвянка.

7 сессия 2006 год
РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОРОДА В ГОРОДЕ

Проблемы жилого района, весьма актуального для городов России. Многообразие групп населения требует использования широкого спектра типологии жилой застройки. Роль прибрежной территории задает еще одну доминирующую функцию района – рекреационную. Популярные среди горожан бульвар Гагарина, остров Юность должны найти продолжение в береговой части Лисихи. Система озеленений должна охватывать весь район. Развитие общественного транспорта внутри района и особенно у береговой полосы, развитие системы пешеходных и велосипедных дорожек. Заброшенные промышленные здания и территории должны быть реконструированы в культурно развлекательные, спортивные или административно коммерческие объекты.

8 сессия 2007 год
БОЛЬШОЙ ИРКУТСК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Концепции территориального развития, программно-целевых предложений по формированию градостроительной стратегии, направленной на повышение качества среды жизнедеятельности человека и сохранение своеобразия входящих в него поселений, на примере Иркутской агломерации. В рамках 8 сессии МБЗГУ в Иркутске был проведен Международный Симпозиум, посвященный формированию агломерации. В его программу были включены как выступления и круглые столы, так и посещения объектов Иркутской агломерации. Презентация отечественного и зарубежного опыта позволяет по итогам симпозиума выработать стратегию по развитию теории и практики совершенствования агломераций.

9 сессия 2008 год
ЦЕНТРАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИРКУТСКА В НОВОМ

Цель сессии: Разработка концепции, разработка пред проектных предложений по дальнейшему развитию исторического центра с учетом сохранения его уникального своеобразия.

Задачи:

— определение и градостроительное обоснование места центральной исторической части в системе города и агломерации;

— анализ социально – экономического, функционального и ландшафтно-градостроительного состояния территории и сложившегося улично-дорожного пространства;
— концепция реконструкции улично-дорожной сети центра: улица, бульвар, площадь, набережная, внутриквартальные проезды, парковки — система озеленения улиц и площадей, реабилитация парков и рощ.

10 сессия 2009 год
КУЛЬТУРА УЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

Разработка концептуальных предложений по организации уличного пространства основных городских магистралей – улиц Байкальской, Лермонтова и Декабрьских событий. Участникам предстояло проанализировать структуру улиц и примагистральных территорий, выявить проблемы и факторы, не позволяющие уличному пространству иметь качество жизнепригодности. Конечно целью была разработка регламентов по обустройству улиц, стилистики фурнитуры и определение основных функциональных зон. Также важным моментом многих проектов стала идея интеграции деятельности жителей города в процесс создания культурного уличного пространства.

11 сессия 2010 год
СОХРАНЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Целью сессии была Разработка концепции сохранения и реабилитации традиционной городской среды в условиях массовой реконструкции и замены ветхой малоценной деревянной застройки на примере двух кварталов исторического центра Иркутска 131-133. Площадь территории порядка шести га. Имеется 126 построек. Будущим участникам предстояло доказать, что деревянная историческая застройка должна сохраняться, регенерироваться и возрождаться, а вместе с ней восстанавливаться сомасштабная человеку, комфортная и уютная городская среда.

12 сессия 2011 год
ИРКУТСК 2036. СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ города ИРКУТСКА ДО 2036 года

Целью сессии являлось определение долгосрочной стратегии градостроительного развития города Иркутска на основе интересов всего городского сообщества с учетом экологических, демографических, социально-экономических и технико-инфраструктурных условий исходя из ресурсного потенциала территории. Перед участниками ставились следующие задачи:

— дать прогноз демографического и социально-экономического развития Иркутска;
— определить ресурсный потенциал территории;
— сформулировать общественно-значимые приоритеты градостроительного развития;
— определить долгосрочную стратегию и этапы градостроительного развития Иркутска.

13 сессия 2012 год
ЭКОЛОГИЯ ПРИГОРОДНОГО РАССЕЛЕНИЯ И ГОРОДА ИРКУТСКА

В последнее десятилетие в Иркутской области, особенно в ее южной части, наблюдается процесс интенсивного развития пригородов, который стал для нашего региона одной из новых градостроительных реалий и одновременно новым вызовом. В наибольшей степени этот процесс затронул Иркутский муниципальный район. Целью сессии является разработка принципов и параметров развития пригородного расселения и города Иркутска с учетом приоритетного характера сохранения качества среды.

Подробнее о экологии пригородного расселения и города Иркутска                 

14 сессия 2013 год
МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВ

Возрастает значение общественных пространств в ожесточившейся конкуренции городов в борьбе за качественный человеческий капитал — для современной Сибири это особенно важно.

Основываясь на прогрессивном опыте некоторых зарубежных и россий­ских городов, мы знаем, что появление нового общественного пространства, совсем малого по сравнению с общей территорией города, может кардинально изменить его имидж.

Понимая, что успешность места в большой степени обусловлена проходящими через него потоками, мы хотели бы увидеть новые возможности созда­ния систем общественных пространств на базе существующих и потенциаль­ных. А потенциал для преобразований у Иркутска есть, и это не только промыш­ленные зоны, утратившие свое значение в новейшей истории, но и берега Анга­ры и малых рек и ручьев, это существую­щие площади и скверы, требующие но­вого осмысления.

15 сессия 2014 год 
ПЕРЕСТРОЙКА. РАЗВИТИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Сохранение, обновление и рацио нальное использование исторической среды города Иркутска должно обе спечить сохранение и увеличение его социально-культурного потенциала. Причем при формировании современ ной политики реконструкции города нужно учитывать, что от сноса и ремон та отдельных зданий целесообразно переходить к комплексному преобра зованию жилого фонда, т. е. комплекс ной реконструкции кварталов с группо вым ремонтом и перестройкой зданий и улучшением функциональной архи тектурно-планировочной и инженер ной организацией кварталов.Одной из основных целей рекон струкции города является создание современных жилищных условий.

Результатом проведения проектной сессии на тему «Реконструкция и трансформация городской среды Иркутска» стали предложения по типологии высокоплотной жилой застройки, альтернативным путям развития инфраструктуры кварталов (социальной, инженерной, транспортной), новым схемам взаимодействия органов местного самоуправления с инвесторами, которые будут полезны Администрации города Иркутска, Правительству Иркутской области, застройщикам города Иркутска.

16 сессия 2015 год 

ТРАНСПОРТНО — ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ КАК ГОРОДСКИЕ ЦЕНТРЫ АКТИВНОСТИ

Актуальность темы
Тема транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) сегодня становится все более насущной и актуальной. Развитие городской среды заставляет жителей быть более мобильными, а ТПУ в значительной мере решают проблемы скорости и удобства перемещения по городу и в области. Современный транспортный узел предполагает максимальную сближенность различных видов транспорта, как правило, объединенных в рамках одного объекта – станций метрополитена, железной дороги, автовокзала и др. Такого рода городские образования требуют своей функционально-пространственной структуры и принципы ее организации.

Проблематика
Динамично развивающиеся города влекут за собой увеличение транспортного сообщения, что рождает проблему высокой интенсивности и плотности транспортного потока крупных городов.
В результате перегруженности улично-дорожных сетей (далее УДС) в городах и на подходах к ним снижаются скорость и регулярность доставки грузов и пас-сажиров, что ведёт к повышению на 20-30% себестоимости перевозок, росту транспортной составляющей в конечной стоимости продукции и услуг. Увеличиваются потери свободного времени населения, снижается качество его жизни, и, тем самым, неизбежно порождается социальная напряжённость.

Очевидной причиной перегруженности УДС и образования заторов является несоответствие пропускной способности существующей дорожной инфраструктуры требованиям, которые к ней предъявляет возросший уровень транспортного спроса.

Цели и задачи
Решение этих проблем должно привести к улучшению условий транспортной доступности, предотвращению образования пробок и улучшения окружающей городской среды.

 

БУКЛЕТ С ТЕМАМИ ПРЕДЫДУЩИХ СЕССИЙ